Защита прав потребителей

 

Защита прав потребителей ветеринарных услуг 

Вам оказана некачественная услуга по лечению домашнего животного, или иная сопутствующая услуга ветеринарной клиники. Что делать?

Смело пользуйтесь нормами Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

Чтобы доказать вину персонала ветклиники, как правило, требуется ветеринарная экспертиза. Для ее проведения можно обращаться в любые организации, в уставе которых указан данный вид деятельности.

Стоит иметь в виду, что частные организации и предприниматели вправе оказывать соответствующие услуги, если они получили соответствующую лицензию на свою деятельность. На практике зачастую целесообразнее обращаться в лаборатории включенные в государственную ветслужбу – их заключения обычно более весомо воспринимаются в судах.

На основании закона Вы вправе потребовать следующее.

1.Соразмерного уменьшить покупную цену товара.

2. Незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара.

3. Возместить расходы по устранению недостатков товара.

В частности, можно требовать компенсации стоимости лечения, оплаченного в другой ветклинике, если там пришлось исправлять результаты некачественной работы предыдущих докторов.

Если животное погибло, и на руках есть заключение ветеринарной экспертизы, подтверждающее вину ветклиники, то хозяин вправе потребовать  возмещения стоимости погибшего питомца.

Если не сохранилось документов о приобретении животного, то первоначально в претензии можно указать рыночную цену  В случае спора в суде может быть назначена оценочная экспертиза.

Также можно требовать возврат всех сумм, оплаченных за ветеринарные услуги.

Кроме того – возмещения иных убытков: стоимости лекарств, расходов на транспорт и проч.

И, наконец, компенсации морального вреда.

Какие действия предпринять?

  1. Стоит передать письменную претензию руководству ветклиники или сделать запись в книге жалоб и предложений. Книгу жалоб должны предоставить по первому требованию. В соответствии со статьёй 33 Закона «О защите прав потребителей» Ваши требования о соразмерном уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также  о возмещении убытков, причиненных Вам  в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги), недостатками выполненной работы (оказанной услуги) и (или) расторжением договора о выполнении работы (оказании услуги) и возвратом уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы подлежат удовлетворению в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования.

2. Если претензия не удовлетворена, хозяину животного остается идти в суд.

Обратите внимание: если не хватает каких-либо доказательств, в том числе выписки из истории болезни животного, платежных документов и проч., то можно будет затребовать их от ветклиники уже в ходе судебного процесса, подав соответствующие ходатайства.

В ситуации, когда за оказанные услуги явно завышена цена, поможет смета

Составление сметы на оказание ветеринарных услуг по требованию потребителя обязательно в соответствии со ст.  34 Закона «О защите прав потребителей».

Та же статья предусматривает, что смета может быть твердой либо приблизительной.

В чем разница и правовое значение этих разновидностей?

При наличии твердой сметы исполнитель (в нашем случае – ветклиника) не вправе требовать увеличения оплаты, а потребитель – ее уменьшения. Единственная ситуация, когда допускается исключение – существенный рост стоимости материалов и оборудования, которые требуются для оказания ветуслуг конкретному животному. В таком случае клиника вправе потребовать увеличения твердой сметы. Однако имейте в виду: простой ссылки на то, что вырос курс евро или доллара, для превышения твердой сметы недостаточно.  Вам должны предъявить документы, подтверждающие, что именно материалы и оборудование, использованные при обслуживании Вашего животного, закуплены по новым ценам. Доказательствами могут быть договор поставки, накладные и другая служебная документация ветклиники. Не следует стесняться просить для ознакомления такие документы. На практике велика вероятность, что администрация передумает повышать стоимость.

Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ (оказании дополнительных услуг) и по этой причине существенно превышается приблизительная смета, исполнитель обязан своевременно в письменной форме предупредить об этом потребителя. Если потребитель не дал согласия на превышение приблизительной сметы, он вправе расторгнуть договор. В этом случае исполнитель может потребовать от него плату за выполненную часть работы.

Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы.

Форма уведомления законодательством не оговорена. Но уведомление должно быть обязательно в письменной форме. И в любом случае, если связаться с  Вами не удалось, ветклиника обязана предоставить подтверждение своей попытки уведомления. Если таких доказательств нет, то действует вышеуказанное правило, по которому ветклиника теряет свое право на изменение цены.

Манцевич Татьяна, Ваш юрист (подготовлено специально для Центра по защите животных “Анималекс”)