Новое в строительстве с сентября 2016 г.

images

С 12 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА НЕИЗМЕННУЮ ДОГОВОРНУЮ (КОНТРАКТНУЮ) ЦЕНУ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ФОРМИРУЕМ ПО-НОВОМУ

Формирование цены. Формирование неизменной договорной (контрактной) цены (далее — неизменная цена) — один из самых важных этапов при строительстве объектов, и его «недооценивание» грозит как подрядчику, так и заказчику серьезными финансовыми потерями.

С 12 сентября 2016 г. вступают в силу внесенные в порядок формирования неизменных цен на строительство объектов очередные изменения и дополнения.

2. Нормативное регулирование

* Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее — Положение № 1553).

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2016 № 434 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 1553» (далее — постановление № 434).

* Постановление Коллегии Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.06.2016 № 224 «О внедрении в практику строительства неизменных договорных контрактных цен» (далее — постановление № 224).

* Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 361).

* Указ Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».

Нужно напомнить,  что с 1 января 2012 г. сметная документация на строительство объектов независимо от источников финансирования разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, и цен на ресурсы и (или) на основании укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта или стоимости объектов-аналогов. Сметная стоимость строительства объекта определяется на дату начала выполнения строительных, специальных, монтажных работ, устанавливаемую заказчиком, застройщиком с учетом нормативной продолжительности строительства, определяемой в проектной документации.

На основании сметной документации заказчиком, застройщиком в порядке, установленном законодательством, определяется подрядчик, цена предложения которого является неизменной ценой на строительство объекта (выполнение строительных, специальных, монтажных работ).

3. Неизменная цена — цена, определяемая по результатам выбора заказчиком подрядной организации на основании цены предложения подрядчика (абзац 4 п.2 Положения № 1553).

Случаи, при которых допускается корректировка неизменной цены, установлены в п.10 Положения № 1553. Нормы Положения № 1553, как и нормы Указа № 361, распространяются на объекты, архитектурно-планировочное задание на проектирование которых получено после 1 января 2012 г.

4. Превышение (снижение) фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной цене на строительство объекта при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией относится на финансовые результаты деятельности подрядчика, за исключением строительства жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой (части первая, третья, четвертая подп.1.1 п.1 Указа № 361).

Положение № 1553 устанавливает:

  • порядок формирования цены заказчика;
  • порядок формирования цены предложения подрядчика;
  • порядок расчетов за выполненные работы;
  • случаи корректировки неизменной договорной (контрактной) цены.

Поскольку постановлением № 434 во все перечисленное внесены изменения и дополнения, специалист как службы заказчика, так и подрядчика должен их внимательно изучить и применять при формировании неизменных цен после 12 сентября 2016 г.

Рассмотрим эти изменения и дополнения.

5. Изменения в порядок формирования цены заказчика

Цена заказчика формируется на основании проектной, в том числе сметной, документации с учетом даты начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанной заказчиком в задании на проектирование (схема 1).

Схема 1

 

Если период с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) составляет:
до 12 сентября 2016 г. после 12 сентября 2016 г.
от 6 до 12 месяцев,
то цена заказчика пересчитывается на фактическую дату начала строительства этого объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) путем применения индексов цен в строительстве с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) с последующим применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики Республики Беларусь (далее — Министерство экономики), в пределах нормативного срока строительства объекта в соответствии с календарным планом строительства
от 6 до 24 месяцев,
то цена
заказчика пересчитывается на фактическую дату начала строительства этого объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) путем применения прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики, с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) с последующим применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики, в пределах нормативного срока строительства объекта в соответствии с календарным планом строительства

 

Как видно из схемы 1, начиная с 12 сентября 2016 г. период с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), при котором цена заказчика пересчитывается на фактическую дату начала строительства этого объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), увеличен до 24 месяцев. Более того, указанный пересчет с 12 сентября 2016 г. будет производиться при помощи прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики, а не индексов цен в строительстве по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, как это было ранее.

Схема 2

 

Если период с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) составляет:
до 12 сентября 2016 г. после 12 сентября 2016 г.
более 12 месяцев,
то сметная документация по заданию заказчика подлежит пересчету с применением цен и тарифов на дату фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) с повторным прохождением государственной экспертизы в установленном порядке
более 24 месяцев,
то сметная документация по заданию заказчика подлежит пересчету с применением цен и тарифов на дату фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) с повторным прохождением государственной экспертизы в установленном порядке

 

Как видно из схемы 2, начиная с 12 сентября 2016 г. необходимость пересчета сметной документации с прохождением государственной экспертизы установлена в случаях, если временной период от даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) составляет более 24 месяцев, а не более 12, как это было ранее.

По вопросу повторного прохождения государственной экспертизы Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь дало свое разъяснение в письме от 02.08.2016 № 04-3-01/9514.

Обратите внимание!

Коллегия Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь в постановлении № 224 рекомендовала РУП «Главгосстройэкспертиза» не рассматривать проектно-сметную документацию, представляемую заказчиками, без ведомостей объемов работ и расхода ресурсов (приложение 1 к Положению № 1553).

 

6. Изменения в порядок формирования цены предложения подрядчика

До 12 сентября 2016 г. п.7 Положения № 1553 было установлено три метода определения цены предложения подрядчика:

1) ресурсным методом;

2) путем применения укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта, видов (комплексов) работ, разработанных в подрядных организациях и не превышающих утвержденные Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь;

3) путем сочетания указанных методов 1 и 2.

С 12 сентября 2016 г. п.7 Положения № 1553 дополнен новым методом определения цены предложения подрядчика: путем применения к стоимости подрядных работ, определенной на основании утвержденной в установленном порядке сметной стоимости строительства объекта, от даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта и в пределах нормативного срока строительства объекта прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики (подп.7.4 п.7 Положения № 1553).

7. Изменения в порядок расчетов за выполненные работы

Частью четвертой подп.1.1 п.1 Указа № 361 установлено, что превышение (снижение) фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной цене на строительство объекта при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией относится на финансовые результаты деятельности подрядчика.

Постановление № 434 дополнило Положение № 1553 соответствующими нормами.

В случае, когда фактическая стоимость подрядных работ оказалась меньше по отношению к неизменной цене при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией, подрядчик сохраняет право на оплату работ согласно неизменной цене, предусмотренной договором строительного подряда, за исключением подрядных работ, выполняемых при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой.

Справочно

Фактическая стоимость подрядных работ — фактические затраты на выполнение работ в соответствии с данными бухгалтерского учета подрядчика с добавлением прибыли исходя из уровня рентабельности в размере, предусмотренном подрядчиком в цене предложения, на основании которой по результатам выбора заказчиком подрядчика сформирована неизменная цена (абзац 9 п.2 Положения № 1553).

 

8. Снижение фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной цене, сформированной в соответствии с Положением № 1553, при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией является экономией подрядчика и относится на финансовые результаты деятельности подрядчика, за исключением снижения фактической стоимости подрядных работ, выполняемых при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой (п.11 Положения 1553).

Это значит, что подрядная организация на завершающем этапе строительства жилого дома, в случае снижения фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной цене в договоре, должна произвести возврат денежных средств заказчику. При этом неизменная цена в договоре также корректируется с учетом фактической стоимости подрядных работ (см. раздел «Новый случай корректировки неизменной договорной (контрактной) цены»).

Способы получения экономии подрядчика перечислены в части четвертой п.11 Положения № 1553 (схема 3).

Схема 3

Способы получения экономии подрядчика

Экономия подрядчика в виде положительной разницы между неизменной ценой и фактической стоимостью подрядных работ может быть получена в результате:
Ќ изменения способов производства работ, использования в процессе строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) иных строительных машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций по сравнению с предусмотренными проектной, в том числе сметной, документацией (при условии соблюдения проектных характеристик по потребительским, прочностным и эксплуатационным качествам и требований по надежности и безопасности, установленных техническими нормативными правовыми актами)
Ќ снижения в процессе строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций, иных расходов подрядчика по сравнению с их стоимостью, предусмотренной неизменной ценой (в случае, если иное не предусмотрено в договоре строительного подряда согласно абзацу 4 части первой п.10 Положения № 1553)
Ќ снижения стоимости работ, выполненных субподрядными организациями, по сравнению с их стоимостью, предусмотренной неизменной ценой
Ќ завершения строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) в срок, меньший нормативного срока строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ)
Ќ принятия подрядчиком иных мер

 

В целях эффективного практического использования в строительстве неизменных цен в постановлении № 224 предусмотрено следующее:

  • заказчикам при строительстве объектов по неизменным договорным контрактным ценам обеспечить:

— наличие в составе проектно-сметной документации ведомости объемов работ и расхода ресурсов согласно утвержденной форме (приложение 1 к Положению № 1553);

— осуществлять расчеты с подрядчиками по форме С-2б (приложение 5 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 № 13), на основании графика производства работ (приложение 2 к Положению № 1553);

  • руководителям подрядных организаций неукоснительно соблюдать нормы, установленные нормативными правовыми актами в части формирования контрактных цен:

— требовать от заказчика представлять в составе конкурсной документации ведомость объемов работ и расхода ресурсов согласно утвержденной форме (приложение 1 к Положению № 1553);

— определять цену предложения методами, предусмотренными Положением № 1553;

— составлять график производства работ согласно приложению 2 к Положению № 1553 с указанием объемов видов работ в физических единицах измерения и в стоимостном выражении;

— акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формировать по форме С-2б (подп.1.4, 1.5 п.1 постановления № 224).

 

Обратите внимание!

В случае формирования неизменной цены на строительство объекта в соответствии с Положением № 1553 и применения формы С-2б заказчики не вправе требовать дополнительного представления формы С-2а (приложение 4 к постановлению № 13) (подп.1.7 п.1 постановления № 224).

 

 

9. Новый случай корректировки неизменной договорной (контрактной) цены

Частью четвертой подп.1.1 п.1 Указа № 361 установлено, что превышение (снижение) фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной цене не может относится на финансовые результаты деятельности подрядчика при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой.

Постановление № 434 дополнило Положение 1553 соответствующей нормой, согласно которой неизменная цена корректируется в случае снижения по отношению к ней фактической стоимости подрядных работ, выполняемых при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой (часть третья п.10 Положения № 1553).

Материал подготовлен с использованием материалов «Бизнес-Инфо»

It's only fair to share...Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VKShare on TumblrPrint this page